МУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Развитие"

Муниципальное  учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие».

 

Основной целью деятельности Центра является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи. Деятельность Центра основана на приоритете интересов ребенка, комплексном подходе к диагностике и коррекционной работе, непрерывности сопровождения. Образовательная деятельность, осуществляемая Центром, соответствует уровню дополнительного образования.

Направления деятельности:  раннее выявление и комплексная диагностика возникшей проблемы, коллегиальная разработка  индивидуального образовательного маршрута, оказание всесторонней психолого-педагогической поддержки ребенку на этапе реализации индивидуального образовательного маршрута, осуществление динамического наблюдения и корректировка образовательного маршрута, консультативная помощь родителям ребенка.

Документы, регламентирующие образовательную деятельность:

Закон  № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Образовательная программа МУ Центр "Развитие".  Государственной аккредитации образовательная программа Центра не подлежит.

Положение о языках образования в учреждении

Правила приема граждан на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости   обучения физическими и (или) юридическими лицами

Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся

Порядок и основания отчисления обучающихся

Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности

Порядок пользования обучающимися и работниками центра лечебно-оздоровительной инфраструктурой и объектами спорта учреждения

Порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными и методическими услугами учреждения

Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися

Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год

Учебный план на 2017-2018 учебный год

В Центре работают два отдела.

Территориальная ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), целями которой являются:

Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика с целью установления права ребенка на получение  специального образования, определение типа и вида образовательного учреждения.

Взаимодействие с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка со специальными образовательными потребностями.

Положение о территориальной ПМПК

Образовательный отдел:

Углубленная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика  и пробное коррекционно-развивающее  обучение.

Разработка и реализация индивидуально ориентированной комплексной коррекционно-развивающей программы (нейропсихологическая, логопедическая, дефектологическая, психологическая поддержка)

Психологическая коррекционная работа с детьми и подростками (индивидуально и в группах)

Возрастно-психологическое, семейное и родительское консультирование.

Положение об образовательном отделе

Исходя из анализа статистики обращений детей с определенными типами нарушения развития, специалистами центра были разработаны и предложены потребителям образовательных услуг следующие коррекционно-развивающие программы:

Язык, на котором ведется обучение, русский. Вся образовательная деятельность осуществляется в очной форме, сроки обучения устанавливаются в соответсвии с индивидуальным планом освоения программ/модулей программ. Продолжительность обучения по одному модулю коррекционно-развивающей пограммы составляет от 12 до 18 часов.

Трудоустройство выпускников не предусмотрено.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных средств и по договорам об образовании за счет средств физических (юридических лиц) за первый и второй квартал 2017 года составила 85 человек.

Объем образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований на 2017 год регламентирован муниципальным заданием (просмотр).

Центр «Развитие» предназначен для развития и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья через:

         – проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики

         – определение на ее основе оптимальных условий для получения ими образования, воспитания и развития  в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными и личностными особенностями, склонностями, способностями и интересами.

         -создание благоприятных условий для гармоничного и разностороннего развития личности через снижение травматичности  влияния негативного социального окружения ребенка.

Исходя из главной идеи психолого-медико-педагогического сопровождения – создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в развитии и обучении, вся процедура психолого-медико-педагогического обследования и консультирования должна подчиняться определенным принципам:

1. Принцип системности.

Ребенок и его развитие – сложный объект, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее определенной структурой и организацией. Существует единство, взаимосвязь между особенностями строения, функционирования и развития. Данное единство конкретизируется через системообразующие связи, образующие структуру системы. Структура системы, рассматриваемая по вертикали, предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархических уровней. Принцип системности реализуется через комплексность в исследовании и выработке программ коррекционного воздействия. Основное требование этого принципа предписывает тесное взаимодействие специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые вносят свой вклад в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка. Отсюда вытекает  принцип стереогнозиса – оценки ребенка  с различных точек зрения. 

Важен принцип целостности изучения. Отдельные стороны психической организации ребенка (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от его психического состояния. В соответствии с  данным положением определяется возможность использования той или иной  диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Таким образом, инструментарий специалиста (психолога, дефектолога, педагога) приобретает полифункциональные, интегративные возможности, сокращается время обследования.

 Отсюда со всей очевидностью вытекает принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических  структур ребенка, когда каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения как возрастной, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения (несформированности), но и определять причины их возникновения и, что более значимо, оценивать  их как первичные, вторичные и третичные в ситуации разновременности созревания  и взаимовлияния исследуемых функций. Выделение первично обусловленных отклонений, имеющих органическую природу, обусловленных ими вторичных и третичных отклонений позволяет правильно организовать и повысить эффективность коррекционных мероприятий.

 

2.  Принцип развития.

Если объектом диагностического исследования является ребенок, то предметом – процесс его развития, особенности данного процесса (включая  патологический его вариант).

Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Нарушения, патология также имеют развитие, и должны наблюдаться в достаточно длительные периоды времени.

     Данный принцип реализуется через лонгитюдность исследований: прошедший обследование ребенок находится на динамическом наблюдении специалистов центра и (или) специалистов ОУ. Взаимодействие с центром в последнем случае реализуется через взамодействие психолого-медико-педагогических консилиумов ОУ и центра.

- Уровневый подход.  За основу был взят подход  Оудхорна, выделяющего   6 уровней  психосоциального функционирования ребенка:

  • Уровень 6 – соматические особенности развития ребенка, включая УНС, и все возможные отклонения.
  • Уровень 5 – охватывает область личности( темперамент, характера и пр., а также все их отклонения).
  • Уровень 4 – это эмоциональная пограничная область между витальной и личной жизнью, в которой могут происходить всевозможные интрапсихические конфликты с их бессознательными и сознательными аспектами.
  • Уровень 3 – представляет собой важное связующее звено между внутренним и внешним миром, область в основном сознательная – наблюдений, размышлений, эмоций и поведения, т.е. часть личности, которая  наиболее доступна для различных обучающихся процессов, как позитивных, так и негативных.
  • Уровень 2 – охватывает семью, частью которой является ребенок, с ее культуральным порядком (прошлое семьи, ее традиции и ценности), с социальным порядком семейных правил, подсистем, триад (родители + ребенок) и диад (пары: отец – мать или отец – сын)
  • Уровень 1 – охватывает прежде всего расширенную семью. Сюда также относятся приятели, соседи, улица, школа, коллеги и т.д.

3.  Исторический или генетический принцип необходим для воссоздания общей картины развития ребенка. Для ее достижения  необходимо исследование целостной системы, условий ее возникновения и механизмов функционирования. Понимание того, как явление возникло, какие главные этапы проходимо в своем развитии дает возможность его понимания, с точки зрения того, чем оно является в настоящем и может стать в будущем. 

4. Комплексность исследования  -  трудности ребенка и его семьи изучаются и оцениваются всесторонне, с точки зрения медицины, психологии, специальной и социальной педагогики с целью разработки комплексных рекомендаций по их преодолению или смягчению.

Изучение истории развития ребенка: основных факторов, повлиявших на развитие и определяющих  прогноз развития на будущее.

Основные подходы в образовательной деятельности центра, определяющие ценностные ориентации специалистов центра:

1.Клиент – центрированный подход предполагает:

- приоритет и признание самостоятельности, активности клиента;

     -безусловную  и положительную оценку клиента и эмпатическое понимание его проблем.

2.Индивидуальный подход предполагает уникальность развития каждого клиента и индивидуально-ориентированный выбор средств оказания необходимой помощи.

 

Критериями эффективности реализации дополнительных образовательных программ, реализуемых центром «Развитие», можно рассматривать:

  1.  Востребованность услуг центра.
  2. Установление конструктивного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
  3. Результативность проводимой специалистами центра работы (возвращение ребенка на динамическое наблюдение, позитивные результаты срезовой диагностики, позитивные изменения в семейных и детско-родительских  отношениях).

         4. Изменение образовательной ситуации ребенка.

         5.Успешная социальная адаптация ребенка.

         6. Заявки от специалистов ОУ на проведение методической   работы.